Диагностика стартера

Блог


Диагностика стартера

Для запуска двигателя внутреннего сгорания надо раскрутить его коленвал. Эту работы выполняет электрический двигатель постоянного тока — стартер. Наиболее часто неисправность стартера проявляется следующим образом:

  1. по звуку ощущается, что стартеру не хватает сил прокрутить двигатель, он вращается медленнее, чем обычно, слышны заедания;
  2. стартер не каждый раз реагирует на ключ (кнопку старта);
  3. срабатывает втягивающее реле (слышны громкие щелчки), но стартер не крутится.

Наиболее информативный и достоверный метод диагностики стартера — анализ стартерного тока. Он одинаково эффективен для любых марок машин и любых типов стартеров.

На картинке 1 запись тока нового полностью исправного стартера ВАЗ 2112. На запуск двигателя ушло 0.62 секунды. Красным выделен локальный максимум, который соответствует приближению одного из поршней к верхней мёртвой точке в такте сжатия.

Ток нового полностью исправного стартера ВАЗ 2112

На картинке 2 запись тока стартера Toyota Camry, машина завелась за 0.72 сек. Владелец жалуется на то, что стартер иногда не срабатывает. Красным овалом выделен разрыв тока, характерный при неисправном контакте щёток и коллектора. Колебания тока, выделенные красными ромбами, также говорят о плохом контакте щёток и коллектора стартера.

Toyota Camry, разрыв тока стартера

На картинке 3 представлен стартер в разрезе. Место контакта щёток (3) и коллектора (30).

Стартер в разрезе

На картинке 4 запись тока Nissan Pathfinder c дизельным двигателем, машина завелась за 0,96 сек. Когда на улице температура от -10 ⁰С и ниже стартер не крутит. Данная запись сделана при температуре -5⁰С. Хорошо видны разрывы тока в начальный момент работы стартера.

Nissan Pathfinder, разрывы тока в начале работы стартера

На картинке 5 запись тока Lexus 430, машина завелась за 1.72 сек. Стартер реагирует на кнопку запуска далеко не каждый раз, вращается медленнее, чем обычно, слышны заедания. О степени изношенности контактов вы можете судить, сравнив эту картинку с предыдущими примерами.

Lexus 430 - сильный износ щёток

В заключение хотим отметить, если обмотки целы, лучше ремонтировать стартер в специализированной мастерской с хорошей репутацией, тем более, что результаты их работы можно объективно проконтролировать с помощью описанной методики.

Оцените статью
СТО МПД ТехСервис™