На качество смесеобразования, как правило, влияют 3 основных фактора – метод впрыска, степень сжатия топливной смеси и геометрическая форма камеры сгорания. А от равномерности распределения смеси внутри камеры зависит мощность «дизеля» и то, как громко он работает. Дизельные двигатели бывают с разделенной и неразделенной камерой сгорания.
На легковом транспорте, как правило, применяются моторы небольших объемов и, соответственно, с разделенной камерой. В таком виде камер сгорания топливо впрыскивается в дополнительную полость в головке блока цилиндров. В таком случае смесеобразование может осуществляться 2-мя способами – вихрекамерным и форкамерным (предкамерным).
Во время этих двух процессов сгорания, ДТ подается в предварительную камеру, после чего смешивается с кислородом и воспламеняется. Когда камера имеет сферическую форму, воздух там закручивается подобно вихрю, из чего и пошло название. Форкамерная же конструкция предполагает наличие специальных каналов, по которым проходит смесь. Это придает ее составу большей однородности.
В обоих типах разделенных камер сгорание топлива происходит «в 2 шага», что значительно снижает нагрузку на поршня. Но ввиду дополнительных расходов на перекачивание топливной смеси по камерам снижаются пусковые качества, и увеличивается потребление двигателем дизтоплива.
Различия этих двух методов заключаются в том, что в предкамерном процессе смесь приобретает однородность при перекачивании, а значит уже после воспламенения, а в вихрекамерном – смесь перемешивается до однородного состава за счет вихря до воспламенения.
Дизельные двигатели с камерой сгорания неразделенной имеют непосредственную систему впрыска, что, естественно, делает их наиболее экономичными по сравнению с другими конструкциями движков. Но для таких моторов характерна повышенная вибрация и чрезмерная шумность, особенно при разгоне. А все это из-за того, что частота вращения коленвала довольно большая, а система впрыска – прямая.