В автомобиле стоят электронные блоки управления, которые в обиходе называют «мозги». Из «мозгов» с помощью сканера можно считать ошибки и параметры работы. Обычно, процесс чтения ошибок, называют компьютерной диагностикой. Большинство автолюбителей верят во всесилие компьютерной диагностики. У опытных диагностов есть поговорка «Чтение ошибок не диагностика, стирание ошибок не ремонт». Давайте разберёмся.
«Мозги» получают информацию от датчиков. Например: температура, скорость, давление и т.д. На основе этой информации «мозги» управляют работой систем автомобиля, таких как двигатель, ABS, климат контроль и т.д., с помощью исполнительных механизмов: свечи зажигания, топливные форсунки, клапана и т.д. Информацию от датчиков и управляющие сигналы называют параметрами работы.
«Мозги» сопоставляют получаемую информацию между собой, а также с управляющими сигналами и если выявляют несоответствие, записывают в свою память соответствующий код ошибки. Большинство ошибок не показывают неисправность, а лишь задают направление её поиска. Пример: очень распространена ошибка двигателя P0131 «Низкое напряжение датчика кислорода, банк 1, датчик 1». Данная ошибка может возникать по следующим причинам:
- Негерметичен впускной коллектор.
- Негерметичен выпускной коллектор.
- Загрязнение топливных форсунок.
- Загрязнение топливного фильтра.
- Низкая производительность топливного насоса.
- Неисправность датчика массового расхода воздуха или датчика абсолютного давления.
- Неисправна цепь датчика кислорода.
- Неисправна цепь датчика кислорода.
- Неисправна входная цепь «мозгов».
Для выяснения, какая из вышеперечисленных причин вызвала ошибку необходимо проанализировать параметры работы двигателя, сделать дополнительные измерения. Для выполнения этих работ требуются приборы, высокая квалификация диагноста и время.
Недобросовестный диагност, экономя своё время, может просто стереть эту ошибку. «Мозги» запускают программу поиска ошибки P0131 только при выполнении следующих условий (могут отличаться для разных производителей):
- Температура двигателя выше 80⁰С.
- Скорость автомобиля больше 64 км/ч.
- Определённая нагрузка на двигатель.
Эксплуатация автомобиля в городах, забитых пробками, характеризуется короткими поездками с низкой скоростью. Следовательно, условия для поиска ошибки P0131 могут не наступать в течении нескольких недель. Поскольку причина возникновения ошибки не устранена, она обязательно появится вновь. Именно поэтому мы считаем справедливой поговорку «Чтение ошибок не диагностика, стирание ошибок не ремонт!»
Может возникнуть другая ситуация: недобросовестный диагност может предложить за дополнительные деньги программно отключить датчик кислорода, после чего ошибка перестанет возникать. При этом автомобилист столкнётся с увеличением расхода топлива. О таких последствиях его никто не предупреждает. Поэтому надо помнить правило, что перепрограммируются «мозги» только полностью исправного автомобиля!
Выводы:
- Компьютерная диагностика не всесильна и зачастую она даёт только направление поиска неисправности.
- Не соглашайтесь на перепрограммирование неисправного автомобиля.
- К выбору диагноста относитесь также тщательно, как к выбору лечащего врача, ведь от исправности автомобиля зачастую зависит безопасность его водителя и пассажиров.